Велопоход по Курской области: Наперегонки с непогодой

Аватар пользователя Serhio

Идея этого очередного велопохода зародилась спонтанно. На начало августа у меня выпал двухнедельный отпуск. И я решил провести его активно в хорошей компании осматривая достопримечательности Курской области. Кстати их там очень много. В основном это храмы и церкви, реки, заповедники и пр. Но мне больше всего захотелось посмотреть водяную мельницу в с. Красниково. Мельница с 2006 г. заброшена и находится в аварийном состоянии. Погуглив в инете узнал, что её немного подлатали и она пока ещё стоит. Вот и решил я съездить за 120 с лишним километров от города, посмотреть мельницу, пока она ещё стоит. Потом я планировал посещение Курска с велоэкскурсией и знакомством с представителями местного велоклуба. После Курска планировалось доехать до истока реки Оскол, который находится в Тимском районе Курской области, потом уже вернутся домой. На всё про всё я отвел 4 дня. Примерный километраж составлял 400 км. Дело осталось за малым, собрать компанию, рюкзак и двинуть в путь. Но в мои планы вмешалась непогода, и пришлось импровизировать, почти на ходу…

День 1 (3 августа)

Всё шло по плану. В 9:00 все желающие, а их было немного – 3 человека: Я, Юля и Алексей, собрались возле ТЦ Славянка. По прогнозу был дождь. И прогноз не обманул. Нас из города провожал несильный дождик, который заставил нас упаковать вещи и самих себя в непромокаемый полиэтилен и чехлы. Вовремя упаковки связались с ещё одним участником похода Евгением из Губкина. Навстречу нам из Курска планировал выехать ещё один велотурист Павел. Но из-за дождя, который шёл в Курске, Павел отказался от поездки. Упаковавшись, мы поехали потихоньку под моросящим дождиком. Напарник дождя – ветер тоже сопровождал нас, обдувая с разных сторон.

Трасса до Губкина была не сильно загружена. От этого моё настроение не поднималось, даже в то время, когда моё тело поднималось на подъемы верхом на двухколесном «звере», груженом туристическим барахлом. Слякоть, дождь и ветер были неприятны, но оптимизмом меня заряжали мои попутчики, которые спокойно ехали и радовались тому, что за бортом не жарко. Остается последний подъем на пути в Губкин и тут мы видим вдали оранжевый силуэт. Алексей начал перебирать всех, кого можно встретить в такую мерзкую погоду на трассе: гаишник или дорожный работник. Подъезжаем ближе и видим, что это наш губкинский попутчик Евгений в оранжевом противоштормовом наряде. Познакомились и поехали дальше в Губкин. Мы немного поколесили по Губкину, привлекая сочувствующие взгляды прохожих, передвигающихся по городу с зонтами и людей, стоящих на остановках. Проехали Губкин и выехали в сторону Аверино. После нескольких часов езды я заметил, что мы уже привыкли к дождю, как к 5 попутчику, который то отставал от нас, то догонял. Доехав до развилки, решили передохнуть посмотреть карту, воспользоваться навигатором Жени. Там же и сфоткались.

Определившись с направлением, поехали дальше в сторону с. Архангельское. Нашему попутчику – дождю рады были поля и леса, раскинувшиеся по обе стороны дорог.

По прибытию в с. Архангельское, дождик временно прекратился. Мы решили воспользоваться этим моментом и перекусить чего-нибудь в местном магазине. В нашем меню были как всегда кефиры, йогурты, выпечка, бананы и др. Поговорили, пошутили, мы с Алексеем вспомнили поездку в Сторожевое. Красивых и достопримечательных мест в с. Архангельское не так много. Единственное что запомнилось это пойма реки Сейм, церковь и памятник какому-то выдающемуся мужику.

От с. Архангельское, после перекуса двинулись на с. Кривец – сменили маршрут, тем самым лишив себя возможности вымазаться в грязи грунтовой дороги, ведущей во Владимировку. По дороге нас опять догнал дождик и начал моросить.
Доехали мы в с. Кривец. Судя по всему с. Кривец является центром по переработке и хранению зерна. Кривецкое хлебоприемное предприятие – это наверное всё что осталось от сельского хозяйства в этих местах. Все фермы заброшены и разрушены, как после бомбежки. Глаз радовало только большое количество домашних зверюшек, пасущихся на лугах.

В с. Кривец состоялся первый контакт с местным населением. Мужик – местный GPS-навигатор, помог нам немного разобраться с дорожными развилками в селе. Мы потом всё равно достали карту, навигатор, сверились с показаниями местного жителя и поехали дальше в строну с. 2-е Засемье.

Только выехали из с. Кривец и вот они! Красивые места. Тут и речка Сейм со своей поймой, церковь Михаила Архангела, виды на оставшийся позади Кривец. В общем, есть на что посмотреть.

Переехав по мосту через р. Сейм, двинулись в сторону с. Солнцево через с. Орлянка и др. населенные пункты. По пути видели аистов, сидящих в своих гнездах на водонапорных башнях. Нам даже удалось увидеть полет аистов. Когда я остановился возле одной из башни и захотел сфотографировать всё семейство, аисты расправили крылья и начали кружить над окрестностями.

Аисты аистами, но нам нужно ехать дальше. И вот мы подъезжаем к с. Орлянка. В Орлянке перед нашим взором предстал первый мини-маркет «Орлянский» с велопарковкой. Неудивительно! Многие сельские жители передвигаются на велосипедах по селу. А в магазин за хлебушком съездить на двух колесах - вообще благодать.

Немного передохнув в с. Орлянка двинулись в сторону Солнцево. И снова водонапорные башни, увенчанные гнездами аистов. Пока я любовался дивными птицами моё заднее колесо потихоньку начало спускать. Прокол! Спускало медленно, поэтому я решил подкачать и доехать до Солнцево. Перед самым Солнцево пришлось ещё раз подкачивать. Во время второй подкачки я и обнаружил прокол. Благо дорога была сыроватой и пузырящаяся на покрышке влага сразу обозначила место прокола. Добрались мы до Солнцево. Уже начало вечереть и мы решили затариться водой и едой и вставать на ночлежку. Продукты покупали в местном Солнцевском мини-маркете, рядом с которым также была велопрковка, которую Юля и Алексей решили опробовать.

Ассортимент мини-маркета почти как в городе. Есть практически всё! Воду набирали в колодце, к которому нужно ходить со своим ведром. Спасибо продавщице мини-маркета - выручила ведром. А тем временем над с. Солнцево сгущались тучи, а моё заднее колесо спускало и спускало. Пришлось ещё раз подкачать. Начали искать место для ночевки. Пришлось немного поколесить, пока не пошел дождь. Дождик начал усиливаться, а колесо спускает и спускает. Под дождем начал опять качать колесо, хотя до посадки осталось совсем чуть-чуть. Под дождем и по грязи затащили свои велы в лесопосадку и начали разбивать лагерь – ставить палатки. Основной проблемой были, возможно, отсыревшие дрова. Но я до конца верил, что в лесу найдется немного сухих дровишек, чтобы развести костер и отогреться. На всякий случай в магазине мы купили уголь и средство для розжига. Пригодились! Местный пиломатериал тоже пошёл в ход. Пока разжигали костер, погрели несколько банок перловки и гречки на горелке, съели пару бутербродов. Костер разгорелся и мы принялись нанизывать сосиски и хлеб на палки и жарить их. Сытный ужин решили закрепить чайком с вкусняшками. Вечером этого же дня мы узнали по телефону от своих родных, что небо над Старым Осколом затянуто тучами и идет ливень. Нам кажется, достались кратковременные дождевые «крохи». После посидушек и разговоров у костра все разбрелись по палаткам спать. Вот так и подошел к концу наш первый, немного сырой денёк вело-путешествия длиной примерно 110 км.

День 2 (4 августа)

Наступило сырое утро 2 дня. Дождя не было, но был ветер, который немного стих, видимо ночью он потратил все свои силы, ломая деревья. Нас к счастью стихия миновала и ни одно дерево не пострадало, за исключением тех, которые уже лежали в полураспиленном состоянии – это мы с Лехой постарались. Костер не совсем потух, поэтому Жене удалось раздуть его и раскочегарить. Как выяснилось под утро у Жени тоже случился прокол. И мы с ним принялись латать дыры в своих колесах. Я в заднем, он в переднем. Прежде чем изъять колесо из дропаута, мне пришлось немного очистить своего коня от грязи, которая вчера мешала крутиться заднему колесу. Заклеил камеру без проблем, предварительно вымазавшись в грязищу так, что пришлось потратить всю пачку влажных салфеток, чтобы хотя бы немного отмыть свои руки и потом затолкать камеру в покрышку. Ставить назад колесо оказалось немного сложнее. Пришлось снимать велорюкзак и переворачивать вел, чтобы конкретно вычистить грязь в районе тормозных колодок и разжать их. После шиномонтажных работ принялись готовить завтрак. На завтрак была всеми «любимая» лапша быстрого приготовления с добавлением плавленого сыра и рыбной консервы. Месиво зачетное и съедобное, особенно в походных условиях. После был традиционный чай с вкусняшками. Собрали вещички, палатку и поехали дальше.
Оценив состояние грунтовых дорог, решили до мельницы не ехать, хотя до неё было рукой подать – ещё км 20 и немного по грунтам. Да и в Курск тоже расхотелось ехать из-за сезона дождей. Решили ехать до Мантурово другой дорогой. Но для начала мы заехали на мойку в р. Сейм, чтобы отмыть немного своих коней от грязи, которая не захотела отвалиться на ходу.

После мытья коней, поехали дальше. По пути видели поваленные деревья, ветки, разбросанные по дороге. Видимо, ураган прошелся по тем местам.

Путь наш пролегал через небольшие деревушки, поля, огороженные лесопосадками. В одной из деревень пополнили запасы воды. Колонки в Курской области очень интересной формы. Вода на вкус хорошая – пить можно. Над головой чистое небо, по которому периодически проплывают облака и тучи. Но в целом было тепло. Пришлось даже немножко раздеться.

Недотянув немного до Мантурово, мне пришлось снова бортировать колесо. На это раз переднее колесо. Клеить камеру не стал – поставил запаску, которую когда-то мне презентовал Юра. Наш попутчик Женя очень торопился домой, поэтому отвалился от группы, пожелав нам удачи, не став ждать окончания шиномонтажных работ. И вот уже нас осталось трое и мы медленно подъезжаем к Мантурово. Мне там очень понравилось. Красиво там, всё ухожено и чисто. Больше всего понравилась задумка с корнями деревьев, разукрашенных в разные цвета. Ну и конечно же спасибо бодрой жительнице с. Мантурово, которая пригласила нас к себе во двор, чтобы набрать воды. При этом она согласна была даже оставить нас у себя переночевать, когда мы ей рассказали про душещипательную историю 1-го дня, что мы промокли под дождем и немного замерзли. Побольше бы таких людей!

Погостив совсем немного в Мантурово, поехали в Тим. На развилке Тим-Губкин решили передохнуть и сфоткаться возле памятника и ехать дальше. Ехали тяжело, т.к. ветер всё время дул прямо в лицо. Скорость была низкой даже на спусках – ветер не давал разогнаться. Я постоянно пялился на колеса и ждал очередного прокола. Была даже вынужденная остановка для подкачки колес. Подкачал, передохнули и снова в путь. Кругом поля, леса и дорога, уходящая в даль. Приехали мы в с. Тим. Узнали у местных, что в с. Погожее мы сможем попасть только по трассе А144, так как грунтовая дорога из-за дождей сейчас особенно непроезжабельна. Так как дело шло к ночи, пришлось затариться продуктами в одном из местных магазинов и ехать дальше, попутно высматривая место для ночевки. Только собрались уезжать из Тима, как вдруг пошёл дождь. Переждали его под крышей магазина. Потом поехали на автостанцию запаковываться. Мало того, что у меня всю поездку рюкзак белого света не видит под чехлом, так ещё Алексей с Юлей свои ноги в полиэтилен завернули, чтобы не промокли. Проехав немного по трассе А144, решили свернуть в с. Введенка. Жутковатое поселение. Ни людей, ни собак, только гуси паслись возле пруда вместе с компанией лебедей. Мне сразу приглянулась полянка возле пруда, но пролезть туда было не реально, как оказалось, да и рядом были огороды. Поднялись чуть повыше на другой берег. Там небольшой лесок с полянкой и опять возле огородов. Решили стать в этом лесочке на полянке – выбора особо не было, да и у меня снова начало спускать переднее колесо. Это уже был третий прокол за всю поездку.
Разбили лагерь, разожгли костер. Звоним своим родным и снова слышим слова удивления в ответ на то, что у нас солнышко светит. В Старом Осколе уже 2 день дождь идет, небо затянуто тучами, просвета не видно. Нам даже кто-то позвонил и предложил помощь в эвакуации. мы любезно отказались. После долгих телефонных переговоров у нас разыгрался аппетит. Наконец-то настало моё время продемонстрировать свои кулинарные способности. И я сварил на костре своим соплеменникам супчика. Сначала все говорили, что я помногу наливаю, а потом как раскушали – начали добавки просить. Осушив кастрюлю супа, принялись за чаёк с печенюшками. Потом мы ещё долго разговаривали у костра и смотрели на звездное небо. После пошли спать в палатку.

День 3 (5 августа)

Наступило утро 3-го дня нашего путешествия. Погодка зачетная – небо чистое. Я уже стал привыкать каждое утро бортировать колеса. И это утро не исключение. Снял переднее колесо, разбортировал. Прокола не было, просто старая камера Юры была немного пожеванной и потрепанной жизнью, поэтому одна из заплаток не выдержала. Поставил другую камеру с заднего колеса, которую пришлось сначала клеить. Дальше возникла следующая проблема. Мои соплеменники побрезговали брать с собой пустую тару под воду, а моих двух полторашек с водой хватило только на вчерашний вечер. Они меня всё время уверяли, что будем покупать воду в магазинах. Но утром возле кострища я не обнаружил ни одной бутылки с водой. Мне пришлось достать свою десятилитровую канистру, взять пустые полторашки и ехать за водой в село, пока все спали. Поднялся сначала вверх села. Там мне бабуля сказала, что воды у них в колонке нет. Я поехал вниз села. Колонок по дороге я не нашёл. Спустился на какую-то улицу, на которой людей вообще не было, но были собаки. Одна из них не пустила меня даже постучаться в дверь к хозяевам. Поехал дальше по улице. Вижу колодец, замаскированный под покрышку от трактора или погрузчика, из которой торчит труба с вентилем. Открываю вентиль, а там вода под давлением. Кто сказал, что воды нет!? Я свою вело-фляжку наполнил за пару секунд, канистру – чуть подольше. Вернувшись с водой в лагерь, принялся разжигать костер и готовить завтрак, будить остальных членов «банды». В момент розжига костра состоялось знакомство с местным жителем, который был не очень дружелюбно настроен. В очень грубой форме на чисто русском языке он попросил нас собрать свои вещи и покинуть данную территорию. Я ему вежливо махнул рукой, чтобы он подошёл сюда и поговорил, а не стоял в 100 метрах и не надрывал свои голосовые связки. Он даже обещал к нам подойти. Но так и не подошёл. Мы уже и кашу сварили и сосиски пожарили. А его всё нет и нет. Ребята сказали, что это я его спугнул своим прикидом – черный балахон с капюшоном. Попили мы потом, как положено чай после еды и начали собирать свои вещи. Собрались и поехали.

На выезде из Введенки у меня опять случился прокол заднего колеса. Пришлось останавливаться на остановке и ставить нулевую запаску. Четвертый прокол ликвидирован и вот мы уже едем по трассе А144. Не очень веселое это занятие ехать по краю обочины и пытаться удержать равновесие в потоке воздуха, исходящего от проезжающей мимо фуры. Доехав до поворота на с. Погожее вздохнули с облегчением, думая, что сейчас поедем домой по незагруженной асфальтовой дороге. Но не тут то было! От Погожего нам нужно было попасть в Заречье. Начали спрашивать у местных жителей, как нам проехать. Нам сказали, что в Заречье нужно ехать через с. Куськино, которое мы уже проезжали по дороге в Тим. Грунтовка идущая от Погожего до Заречья в кашевидном состоянии из-за прошедших дождей. Но мы все же попросили местных жителей показать нам эту грунтовку. Мы решили попробовать прорваться через грязь и лужи в Заречье. Прорыв не удался! Почти сразу под крылья забилась грязь вперемешку с травой и колеса перестали крутиться. Пришлось пару метров тащить вел юзом по лужам. Не очень веселое занятие, учитывая, что сзади на багажнике килограмм 10-15 кг, а то и больше вещей. Пытались чистить грязь, но этого хватало на 5-10 метров и всё – колеса опять не крутятся. Дошло до того, что мы попросту перенесли свои велы на сухое место и начали вычищать грязь из под крыла. Колеса снова крутятся и мы на облепленных грязью велах, едем дальше. Доехали мы до какого-то частного подворья, на котором разводят телят, и речки, пойма которой заросла травой и камышами. Я пошёл на разведку. Помочил ноги, распугал лягушек и вернулся ни с чем. Проезда нет! Решили вернуться назад и поехать другой грунтовкой. Опять полезли через грязь. Велы катить не стали – это бессмысленно, сразу понесли их на руках. Как говорится: «Любишь кататься, люби и велосипед носить». Спасибо огромное Алексею за помощь в переноске моего груженого коня через месиво.

Дальше стали двигаться по направлению другой грунтовку. Но колеса снова не едут, грязь начала засыхать. А грязь была везде – на кассете, цепи, под крыльями. И тут Юля сказала, что нам нужно возвращаться обратно, иначе мы здесь жить останемся, пока не просохнет. Мудрое решение! Мы все согласились и начали волочить своих коней на асфальт. В деревне, как выяснилось, воды нет. Чем мыть велы, неизвестно!? На автобусной остановке перевернули велы, сняли колеса и стали выковыривать пласты грязи из крыльев. У меня цепь вообще намоталась на кассету, покрытую слоем грязи и задний переключатель забился грязью. К счастью нам потом подсказали, что возле водонапорной башни есть кран. Оказывается, там рядом расположен коровник, а рядом с башней водопой для коровок. Мы отогнали своих коней и начали отмывать их под струей холодной воды. Отмылись почти до состояния «новый». Хорошо, что нам удалось всё отмыть до того как грязь начало бы засыхать. После грязевых ванн и холодного душа поехали обратно через Тим в Куськино искать поворот на Заречье.
Выехали из Погожего и у Алексея случился прокол переднего колеса. Пока он занимался колесом мы с Юлей решили перекусить бубликами, созвонились с родными. Опять рассказали им про ясное небо над головой. В ответ узнали пасмурную метеосводку по Старому Осколу. Нам даже начало нравиться то, что мы не в городе, не сидим дома у окна и не смотрим на дождь, а колесим по Курской области в поисках дороги домой. Поменяли камеру и едем дальше.
Приехали в Тим. Дело близиться к ночи – нужно затариваться продуктами и водой. Закупили всё самое необходимое, запаслись водой и поехали на автостанцию упаковываться. Там нас начала развлекать своими расспросами продавщица магазина. Которая была поражена тем, что мы по такой погоде катаемся с рюкзаками на багажнике, что мы все втроем спим в одной палатке и что мы вообще спим ночью, а не едем. Потом она любезно предложила нам кофе, правда за наш счет. Мы не стали отказываться, выпили кофейку и горячего шоколада. Расспросы нас немного утомили и мы решили уже ехать и искать место для ночевки. Не доезжая до Куськино свернули в лесопосадку. Поставили палатку, разожгли костер. Я как всегда начал кашеварить. На ужин был супец. Как всегда он получился отменным и был съеден за несколько минут. После супа традиционный чаёк с вкусняшками. Посидели у костра, вспоминали грязь и спасительную вело-мойку. Потом пошли в поле смотреть на звездное небо. После пошли спать.

Вот так прошел очередной третий день нашего путешествия. Вообще по плану мы должны были приехать в этот день домой. Но мы слишком увлеклись принятием грязевых ванн, что забыли про время.

День 4 (6 августа)

Наступило утро 4-го дня. Было немного сыровато и туман, который часам к 8 рассеялся. Я встал как обычно раньше всех и начал хлопотать по хозяйству. Заготовил дрова и развел костер. Я даже успел сходил прогуляться в своем балахоне до дороги. Водители и пассажиры, проезжающих мимо авто, были немного удивлены, увидев меня в балахоне, прогуливающегося по полю вдоль леса. А тем временем дрова в костре прогорели – пришло время готовить завтрак. Каша с тушенкой получилась отменной и разошлась на ура. Потом были чай с печениками и традиционные сборы вещей. Собрались и начали выползать из лесопосадки на трассу.
Вышли на трассу и поехали дальше до Куськино. Ехалось легко, погодка стояла позитивно-солнечная. Доехали в Куськино, повернули на Заречье. Зачетный подъемчик был на пути. Преодолели и едем дальше. На выезде из Куськино нашли колонку и заправились водой. Поехали дальше в сторону с. Заречье. Пока ехали, наблюдали за местными грибниками, окучившими лесопосадки вдоль дороги. В Заречье проехали мостик через р. Оскол и дальше по прямой дороге через Репец, Ястребовка. Проезжали много небольших деревушек, окруженных лесами, которых нам как раз и не хватало для ночевок – приходилось ютиться в лесопосадках.

В Ястребовке остановились у местного магазина, чтобы перекусить. В наш рацион помимо печенья и кефира добавилось ещё и мороженое. Юля прикормила одно милое и пушистое существо – котенка. Посидели, передохнули и дальше в путь-дорогу. Доехав до Кунье, Бараново, попали на мокрый асфальт – тучка наследила. На подъезде в Федосеевку от нас отделился Алексей – поехал своей дорогой домой. Мы с Юлей поехали через Каплино в город. В районе авторынка нас искупали мимо проезжающие машины. Лужа там была приличная. Все ямки и выбоины были скрыты под слоем воды – я это понял, когда попал в одну из них. Но это всё ерунда по сравнению с тем, что было в Погожем.
Ну вот мы и в Старом Осколе. Здешний асфальт не успевает просыхать от сезона дождей. Тучи продолжают ходить по небу, пугая жителей небольшими кратковременными порциями воды.
Вот пожалуй и всё, что запомнилось в 4-й день велопохода.

Подводя итоги всего похода, хочу сказать, что все прошло отлично. Пусть даже не по плану и пришлось импровизировать. Обидно конечно, что не доехали до мельницы. Но я думаю аисты, леса, поля, реки и конечно же грязище made in Pogozhee компенсировали недостаток увиденного. Конечно же, было немного грустно смотреть на мрачные полуразрушенные остатки от сельского хозяйства – фермы. Но было приятно ехать по дорогам, которые немного получше наших. Вода в Курских краях хороша на вкус и супы, и каши на ней получались тоже отменные. Посиделки у костра и звездное небо тоже были на высоте. Ну и конечно же погода. Она была отличной. Погода нас сначала проверяла на прочность – не хотела выпускать из города. Но мы все-таки вырвались и отлично провели все эти 4 дня, пока наш город утопал в лужах проливного дождя.
Думаю, следующие походы будут не менее интересные. И мы ещё не раз промокнем под дождем, будем искать грунтовые дороги, принимать грязевые ванны, а потом ещё долго вспоминать всё это, сидя у костра с кружечкой чая и вкусняшками.